Blog RSS 2.0

Новогодний Тбилиси !


Нарядился,заиграл новыми красками,стал ещё прекрасней любимый Тбилиси в ожидании Нового Года и Рождества!Желаю всем здоровья, счастья,исполнения желаний,мира,благополучия, много много путешествий и встреч с дорогими,любимыми ,родными людьми!Встреч в Тбилиси,теплый город ждёт Вас!

Грузинский войлок.

Тэка- войлочная техника в Грузии, одна из древнейших в народно-прикладном искусстве. Первые войлочные образцы и изделия были обнаружены археологами в Грузии во время раскопок, которые датируются II тыс. до н.э. Когда Шелковый путь проходил через Грузию, местный войлок торговцы увозили на продажу в разные страны, где он был очень востребован и популярен. В конце XX в. и до сих пор, традиции и техника войлока переживает возрождение и новую веху популярности. В Грузии из войлока делают практически все — шарфы, блузки, платья, сумки, игрушки, головные уборы, тапочки и даже бусы. Красивый теплый шарф можно купить от десяти долларов. Тэка, изделия из войлока – также идеальный вариант для подарка.

Как долететь из России в Грузию !

ТУШЕТИЯ (или Тушети по-грузински) высокогорная и труднодоступная часть Грузии находится почти на границе с Дагестаном и Чечней! Для того,чтобы ехать туда,надо быть готовым к тому,что там практически нет дорог в том понимании,к которому мы привыкли,нет фешенебельных отелей и ресторанов.Там не увидишь ни монастырей,которыми так богата Грузия,ни храмов,ни виноделен.Сюда сложно и опасно добираться. Дорога сюда закрыта практически 9 месяцев в году,а люди,живущие тут лишены практически всех благ цивилизации.В советское время имелось вертолетное сообщение,помните фильм Мимино,именно туда летал на своем вертолете герой фильма из телавского аэропорта. Пешком сюда можно прийти из Хевсуретии .Это трудный путь дней на 5,и он считается лучшим горным трекингом в Грузии.Одним словом,ТУШЕТИЯ - не для слабонервных! И я об этом (имею ввиду трекинг) даже не мечтаю,надо быть честным перед собой и своими возможностями).Некоторым трудно даже решиться на дорогу на внедорожнике.Но если вы решитесь,то все трудности с лихвой окупятся от увиденной красоты!А увидите вы тут первозданную природу,поражающую своим величием,бесконечные скальные перевалы,мощные водопады,шумные прозрачные и быстрые горные речки.Получите полное ощущение того,что вы находитесь вдали от цивилизации,и конечно поразит величие местной архитектуры, тушетинские башни,построенные в Средневековье до сих пор поражают своей величественностью,прочностью и гармонией!Именно в такой башне я и мечтаю переночевать!.На фотографии этого фантастического края я вам и предлагаю полюбоваться! Автор: Елена Лобанова

Лагодехский заповедник .

Лагодехский заповедник - первый и единственный заповедник в царской России, созданный в 1912 г., - расположен недалеко от одноимённого небольшого городка практически возле самой границы с Азербайджаном и Дагестаном. Каждый, кто побывает здесь, непременно заметит необычный рельеф этой местности, который сочетает в себе высоченные Кавказские хребты и широкие поля Алазанской долины. В дремучих лесах внизу превалируют лиственные породы, преимущественно бук и граб, выше вклиниваются ель и пихта, а также красное дерево - тысячелетние тисы. Ближе к опушкам растёт лесная яблоня, груша, кизил, кусты ежевики, малины, смородины. На осветлённых опушках и открытых солнцу полянах обитает разнообразное птичье племя, свист и теньканье не прекращается круглый год. Снегири, свиристели, альпийские горихвостки живут здесь и зимой. На высоте 2000 м. начинаются субальпийские луга, а за ними лежит альпийское высокогорье. Головокружительная высота затрудняет дыхание. Солнце жжёт немилосердно, ибо лучам его в высокогорье не приходитсчя преодолевать приземные слои атмосферы. В глубоких ущельях и на скалистых вершинах живут дагестанский тур и серна, в лесах заповедника много медведей и кабанов, встречается рысь. С каждым годом здесь увеличиваются стада благородного оленя и косуль. История заповедника Отцом-основателем Лагодехского заповедника можно считать ботаника и исследователя флоры Кавказа, натуралиста и зоолога, альпиниста и путешественника Людвика Францевича Млокосевича. Именно этот человек заложил ботанический сад в южной части небольшого поселения Лагодехи, который со временем стал лучшим на всём Кавказе. Всего лишь на 50 гектарах земли Л. Млокосевич собрал огромную коллекцию самых разных растений. Здесь росли американские таксодиум и Секвойядендрон, японский гинкго, лириодендрон, древнейшая из магнолий Magnolia Julans, Магнолия крупноцветковая, Хвойник и Тис. Для водяных растений на территории парка были устроены искусственные пруды. На основании материалов, полученных Млокосевичем, было описано несколько десятков новых и неизвестных до этого времени растений и птиц, обитающих в горах Кавказа. Практически каждый день своей жизни Людвик Александр посвятил природе, о которой он знал столько всего, что с удовольствием делился своими знаниями с другими исследователями, ботаниками и просто теми, кому было любопытно послушать истории этого человека. Умер Млокосевич в августе 1909 года. Похоронили его на русском кладбище города Лагодехи. На его памятнике и сегодня можно прочитать надпись «Попечитель флоры и фауны Людвиг Францевич Млокосевич. 1831—1909». В самом же Лагодехском заповеднике, детище Млокосевича, обязательно стоит найти и посмотреть табличку, которая была здесь установлена в 2011 году. И, конечно, прочитать историю его жизни, которая связана с историей великолепного и неповторимого Лагодехского заповедника. Заповедник Лагодехи сегодня На сегодняшний день территория Лагодехского заповедника составляет 13 тысяч 300 гектар. Здесь стоит выделить два типа рельефа. Первый – это высоченные горы Кавказа. Второй тип рельефа – склоны довольно узких ущелий. Самые высокие хребты Кавказских гор, которые расположены на территории заповедника – это Кудигорский, Нинигорский и Кочалойский, последний считается самым высоким, ведь его высота достигает 3 тысяч метров над уровнем моря. По территории Лагодехского заповедника протекает 3 реки – глубокая Шромисцкали, широкая Лагодехисцкали и журчащая Мицимисцкали. Две меньшие реки – Салесависхеви и река, которая протекает в Тёмном ущелье, образуют здесь самостоятельные бассейны. Водопады в Лагодехском заповеднике В глубоких и многочисленных ущельях эти реки превращаются в самые настоящие водопады – высокие и очень шумные. Трудно представить себе более великолепную и сказочную красоту! А по берегам этих водопадов растёт просто неимоверное количество самых разных, очень красивых и ароматных цветов, многие из которых встречаются только на этой территории (то есть являются эндемиками). В ущелье Шромисхеви расположено 4 водопада, высота падения воды в которых составляет 40 метров. Это действительно великолепное зрелище, его непременно стоит увидеть своими глазами. Здесь бурные водные потоки с сильным шумом падают с огромной высоты вниз, а капли воды, которые при этом разносятся во все стороны, так приятно ощущать на коже. Наверняка никто не останется равнодушным к этому зрелищу, ведь увидеть такие красивые, красочные и великолепные водопады можно не каждый день. Да и само ощущение свежести, и ощущение свободы, которые дарят сами потоки падающей воды каждого приведут в неописуемый восторг. Своими водопадами может похвастаться и само Лагодехское ущелье. Здесь один из водопадов достигает высоты в 100 метров! И именно он является самым любимым водопадом всех туристов, которые приезжают сюда. Да, действительно, водопады Лагодехского заповедника заслуживают особого внимания, и посетить их стоит непременно хотя бы для того, чтобы насладиться красотой, окружающей каждого, кто попадает в это место, которое действительно очень похоже на самую настоящую сказку. Особенно стоит посетить Лагодехский водопад, который ещё иногда называют Шромский. Второе название водопад получил по названию реки, которой он образуется – Шромисхеви. Для того, чтобы попасть к водопаду сначала стоит пройти по правому берегу реки Шромисхеви, затем перейти на левый берег и, наконец, войти в горное ущелье, именно там и расположен сам водопад. Сам же водопад довольно невысокий – всего лишь 8 метров, но вода здесь кристально-чистая и очень холодная. А вокруг великолепнейший лес и деревья, которым вот уже исполнилось несколько веков, густые заросли кустарников и дикие цветы, невероятно красивые и такие нежные и хрупкие! Есть в Лагодехском ущелье водопад под названием Гургенианский или Нинигорский водопад. Это самый настоящий красавец – высокий, шумный и невероятно красивый! А сама тропа, ведущая к водопаду, проходит по ущелью с высоченными скалами, и для того, чтобы увидеть их вершины стоит высоко поднять голову. И от этого понимаешь, что красота этого места просто ни с чем несравнима. Озёра Лагодехского заповедника Кроме красочных водопадов здесь есть целый ряд очень красивых озёр, и самое знаменитое из них – это озеро Чёрных Скал (одно название только чего стоит!). Вот только, чтобы попасть сюда, надо проделать довольно длительное путешествие. Весь первый день уходит только на то, чтобы добраться до метеорологической станции. Сам домик метеорологов стоит на высоте 2 тысячи метров над уровнем моря на ровной площадке, которая является границей между густым лесом и альпийским зелёным лугом. Всего же эта площадка занимает расстояние в 20 метров и заканчивается очень глубоким и крутым обрывом, к которому даже подходить страшно, а не только заглядывать в него для того, чтобы попытаться рассмотреть его дно. Ночевать здесь можно или в самом домике или на природе в палатке, это кому как нравится. И только на следующий день Вы, наконец, сможете добраться до самого озера. И зрелище, которое Вам откроется здесь, просто поразит ваше воображение. Само озеро со всех сторон окружено чёрными голыми скалами, на которых нет вообще никакой растительности. Небо здесь кажется особенно низким, а облака буквально цепляются за макушку головы. Вода в озере синяя и прозрачная, но к тому же и очень холодная. И уходить с этого места Вам не захочется. То чувство свободы и единения с природой, которое испытает любой человек, попавший сюда, буквально кипит в крови и кажется, что больше нет нигде в мире такого же места, где каждый, кто осмелился подняться сюда, почувствует ощущение полёта, свободы, радости и любви ко всему тому, что его окружает. Кроме высоких водопадов, шумных рек и красивых озёр в окружении гор в Лагодехском заповеднике есть несколько источников лечебной серной воды. Конечно, здесь никто и никогда никаких курортов не устраивал и устраивать не будет, но если Вы попадёте в это прекрасное место, то непременно умойтесь этой лечебной водой и наберите пару бутылочек с собой. В повседневной жизни такая вода непременно пригодится. Климат заповедника Из-за того, что высокие Кавказские горы не позволяют холодному воздуху проникать на территорию заповедника, здесь практически всегда тепло и комфортно. И средняя температура на несколько градусов выше, чем в остальных окружающих заповедник районах. К тому же из-за замкнутости территории здесь никогда не дуют ветры и место это очень даже напоминает рай – тёплый, солнечный, безветренный, полный красоты растений и диких животных Самым холодным месяцем считается январь. В этот месяце температура понижается до 0 °. А самым тёплым месяцем является июль - температура достигает +24 °. Однако бывает и так, что на территории заповедника зима проходит при очень комфортной температуре +16…+17 °, а вот летом здесь царит самая настоящая жара, и дневная температура может составлять +37…+40 °. Растения и животные заповедника Лагодехи Всю территорию заповедника можно чётко разделить на две зоны. Первая зона – лесная – занимает здесь большую часть территории – примерно 72%. Вторая зона – это луговая, которая начинается на высоте 2300 метров над уровнем моря. Ну, а между этими зонами есть полоса леса, в котором деревья растут очень редко. На территории заповедника растёт полторы тысячи растений. И это составляет две трети от общего числа всех видов растений, которые произрастают в Грузии. Особенно стоит обратить внимание на так называемые эндемики, то есть на те растения, которые больше нигде в мире в дикой природе не встречаются. Например, первоцвет Юлии или примула Юлии – это многолетнее травянистое растение. Которое относится к роду Первоцветы. Высота этого растения едва достигает 10 сантиметров, а цветёт этот красивый цветок с конца апреля до середины мая. Однако в некоторых странах мира первоцвет Юлии выращивают как комнатное растение, при этом оно очень неприхотливо и не требует какого-то особого ухода. Само же растение получило название в честь Юлии Млокосевич, которая первой отыскала его на территории заповедника. Не менее интересен и пион Млокосевича или как его ещё называют Жёлтый король Лагодехских гор. Своё название это растение получило от имени польского натуралиста Людвига Млокосечича. Его могилу и сегодня можно найти на территории кладбища города Лагодехи, а на могильном камне высечены следующие строки: «Попечитель флоры и фауны Людвиг Францевич Млокосевич. 1831—1909». Лагодехская генциана или горечавка – ещё одно растение, на которое тоже стоит обратить внимание. Это растение с длинными стеблями и маленькими синенькими цветочками очень часто можно встретить на территории заповедника возле водопадов. Очень разнообразен в заповеднике и мир деревьев. Так, например, на высоте, котрая не превышает 700 метров над уровнем моря растут буки, каштаны, липы, вязы и клёны. Если подняться выше, то можно обнаружить здесь ольху и берест. В лесном высокогорье хорошо себя чувствует бук. Всего же лесами занято более 70% всей территории заповедника. Но самый главный представитель местной флоры – это плющ. Стебли этого растения обвивают не только деревья и растения, но и скалы и землю и от этого кажется, что здесь постоянно зелёная земля. И среди всего этого великолепия здесь просто отлично чувствуют себя 37 видов млекопитающих и 90 видов птиц. Город Лагодехи Однако говоря о Лагодехском заповеднике стоит упомянуть о самом городе Лагодехи. Своё начало это поселение берёт в 1830 году. Именно тогда здесь, на территории современного города было построено укрепление, призванное защищать территорию Грузии от набегов дагестанцев. Со временем здесь потихонечку стали осваиваться солдаты и до 1917 года на территории Лагодехи располагалась штаб – квартира полка. Рядом с самим полком в это же время началось строительство небольшого поселения, где оставались жить в основном те, кто закончил военную службу, но по тем или иным причинам не хотел возвращаться на родину. Даже сегодня среди новых домов города Лагодехи можно то там, то тут встретить белые домики с синими наличниками. Именно это и были первые постройки небольшого тогда поселения. В самом городе располагается и единственный храм – Собор казанской Божьей Матери. Когда-то это была военная церковь и именно её во время одной из поездок на Кавказ посетил сам император Николай Второй. Во время этого визита военному храму была подарена икона Казанской Божьей матери, которая и до сих пор находится в храме на самом видном месте. На самом деле Лагодехский заповедник – это очень привлекательное место. Здесь среди неторопливой жизни растений и животных, среди рек, водопадов и озёр душа человека чувствует себя свободно и безмятежно. А высокие горы Кавказа и свежий воздух леса заставляют забыть о суете и переживаниях.

Эквтиме Такаишвили историк, филолог, археолог, основоположник музейного дела в Грузии !

Эквтиме Такаишвили историк, филолог, археолог, основоположник музейного дела в Грузии ! С раннего детства проявлял стремление к учению. Закончив образования в сельской школе, он поступил в Кутаисскую классическую гимназию, а в 1883 году, закончив ее с серебряной медалью, переехал в Санкт-Петербург, где продолжил образование на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1887 году он завершил свое историческое образование и вернулся в Грузию, где преподавал в гимназии в Тифлисе с 1887 по 1918 год. Глубокая вера и любовь к Богу и родине определяла путь Евфимия Такаишвили. В эти годы он объездил всю Грузию с целью изучения и спасения памятников архитектуры, вел археологические раскопки, занимался сбором и публикацией древних рукописей. В 1889 году он основал Экзарший Музей Грузии, где были собраны древние манускрипты и книги, священные предметы и копии многих важных фресок из древних церквей. Этот музей сыграл важную роль в возрождении интереса к истории Грузинской Церкви. В мае 1907 года он основал Грузинское общество истории и этнографии, которое возглавлял до 1921 года. В 1921 г.Такаишвили уехал во Францию вместе с правительством Грузинской Демократической Республики. Вынужденно покидая страну, с собой власти забрали все экспонаты ее материальной культуры. На протяжении многих лет историк охранял уникальную коллекцию. Он прятал бесценные грузинские сокровища в 39 огромных ящиках — от известных мировых музеев, богатых коллекционеров, судебных тяжб, криминальных кругов и фашистов. И Эквтиме выдерживает главное испытание — искушение. Несмотря на крайние экономические трудности, Такаишвили не продал ни единого экспоната коллекции. 11 апреля 1945 года Такаишвили будучи уже в преклонном возрасте вернулся на родину и привез с собой сокровища, принадлежащие грузинскому народу. В 1945 году его избрали профессором Тбилисского государственного университета, а в 1946-м – академиком Академии наук Грузии. Однако советские власти вскоре обвинили его в том, что он якобы являлся агентом Франции и не только уволили, но и лишили пенсии. Его навещали его друзья и Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат Цинцадзе (1932-1952), который являлся близким другом Такаишвили. Он ушел из жизни в возрасте 90 лет в феврале 1953 года, находясь под домашним арестом и в крайней нужде. В 2002 году за выдающиеся заслуги перед грузинским народом Такаишвили был канонизирован православной церковьюпод именем — Святой Эквтиме Божий человек, а в 2013-м решением президента — признан национальным героем страны.

Замок одной ночи

Замок одной ночи
На небольшой улочке Каргаретели, расположенной в окрестностях проспекта Давида Агмашенебели, стоит «Дворец одной ночи». Мимо него невозможно пройти равнодушно: зажатый со всех сторон скучноватыми современными двухэтажными домиками, дворец бросается в глаза элегантным изяществом. С этим зданием связана весьма необычная лав стори, которая могла бы послужить сюжетом для создания замечательного фильма. Судите сами.
Это чудесное здание было построено более ста лет назад по приказу Принца Константина Петровича Ольденбургский (1850-1906), правнука императора Павла. Принц был натурой деловой, но вместе с тем и романтичной. Осуществляя в масштабах всей империи свои бизнес-проекты, он повсюду строил восхитительные мини-дворцы. И с удовольствием туда время от времени наезжал. Пожил он и в Грузии. К слову: наладил производство шампанских вин в Кутаиси, и построив очередную резиденцию в Гагре - при советской власти превратившуюся в санаторий «Чайка».
Княгиню Аграфину Дадиани, супругу Тариела Дадиани – известного кутилы и картежника, он увидел впервые в известном Тифлисском салоне Варвары (Бабале) Бараташвили. Она представляла царицу Тамару в «живой картине» художника Михая Зичи, тоже пербывающего тогда в Грузии. Его высочество совершенно потерял голову. Недолго думая, сиятельный гость предложил Дадиани баснословную сумму за право провести ночь с его прелестной женой. И, представьте, тот согласился! Одни говорили, что принц помог ему расплатиться с долгами, другие – что он проиграл жену в карты. Вряд ли наши герои предполагали, что непристойное предложение породит жизнь полную любви. Закипели такие страсти, что и не снились героям Роберта Редфорда и Деми Мур!
Принц Ольденбургский. Фото из архива Музея театра, музыки, кино и хореографии.
Принц Ольденбургский. Фото из архива Музея театра, музыки, кино и хореографии.
Говорят, Аграфена выставила Его высочеству свои условия: о чем вы там договорились с мужем – меня не касается! Хотите, чтоб я стала вашей? Так подарите мне дворец – достойную обитель для ночи любви. Княгиня тянула время, надеясь отвязаться от поклонника. Но принц колебался недолго, и вскоре заказал проект дворца известному архитектору Паулю Штерну. По распоряжению принца, вокруг дворца разбили обширный парк. Тут же разместилась конюшня и хозяйственные помещения. На сооружение всего комплекса понадобилось немалое время – больше года. Принято считать, что гордая красавица выдержала характер и не уступила домоганиям принца, который, в результате, сумел разглядеть и оценить не только красоту, но и духовные достойнства Аграфины. К концу строительства принц уже был влюблен окончательно, бесповоротно и взаимно. Когда дворец был закончен, долгожданная ночь стала не удовлетворением каприза богача, а венцом глубокой любви.
Не желая видеть любимую женщину в двусмысленном положении, Его высочество решил на ней жениться. Адвокаты быстренько организовали бракоразводный процесс и в октябре 1882 года Аграфена вышла замуж за принца Ольденбургского. У супругов родились шесть детей: Александра, Екатерина, Николай, Алексей, Петр и Нина. Судьба каждого из них достойна отдельного повествования.В том же 1882 году герцог Ольденбургский Константин получил титул
графа Зарнекау (или Царнекау), а Аграфина - титул графини. Их дети тоже носили этот титул и фамилию.
После революции 1905 года принц вернулся на родину. Несмотря на просьбы мужа, Аграфина не последовала за ним. Константин увез с собой четверых детей. С матерью остались Алексей (1887 года рождения),
убитый в 1918 году большевиками, и Нино (1892 года рождения). Ни у Алексея, ни у Нино детей не было.
Через год после отъезда из Грузии, 18 марта 1906 года, Константин скончался в Ницце. Его тело было перевезено в Россию и похоронено
недалеко от Санкт-Петербурга.
Графиня Аграфина Зарнекау скончалась в 1927 году в возрасте 72 лет. Говорят, большевики ворвались во дворец, учинили там погром и расправились с хозяйкой: по одной версии Аграфина была задушена, по другой - повешена.
По утверждению старожилов улицы Каргаретели, в последние годы жизни у графини развилось психическое заболевание. К сожалению, никто не помнит, где она похоронена.
Однако, как свидетельствуют сотрудники музея, душа Аграфины все еще обитает во дворце.
Комментируя это утверждение, директор Музея кино, театра, музыки и хореографии Георгий Каландия отмечает:
- Я работаю в этом здании уже два года, но ни разу не пришлось встретиться с призраком или услышать звуки чьих-то шагов.
Чтобы как-то прояснить ситуацию, он предлагает обратиться к тем сотрудникам музея, которые были свидетелями странных явлений.
Из рассказа Эки Ахалая, помощницы директора музея:
- Часто, когда батони Георгий отсутствует и в его кабинете никого нет,
самопроизвольно раздается звонок, по которому директор обычно вызывает
меня.
Слова Эки подтвердили и другие сотрудники музея, которые часто шутят:
"Эка, иди, тебя вызывает Аграфина!".
Из рассказа Мзии Мерквиладзе, хранительницы музыкального фонда музея.
- Наш музей перешел в здание на ул.Каргаретели в 1989 году. С тех пор
сотрудники музея и службы охраны не раз были свидетелями странных
явлений и делились друг с другом увиденным, услышанным и пережитым.
Однажды я раньше всех пришла в музей - накопилось много дел. Моя
комната была последней на третьем этаже. Во время чтения материалов в
коридоре вдруг послышались звуки шагов. Я подумала, что кто-то из
сотрудников пришел на работу, и вышла из комнаты. В коридоре никого не
было. Я спустилась на первый этаж, так как трижды подряд слышала стук
женских каблуков. Никого не обнаружив во всем здании, вернулась в свою
комнату, закрыла двери и села за стол. Хотела продолжить работу,
однако чувствую, что-то мне мешает, стало трудно дышать, хотя окна
были открыты. Подняв голову, увидела белое туманное облако с двумя
серебристыми точками, которые я восприняла, как глаза. В те дни и
работники охраны говорили, что по ночам слышат звуки женских шагов и
смех. Как-то я шла по коридору и услышала сзади звук легких шагов.
Подумала, что это кто-нибудь из наших сотрудников, повернулась, чтоб
поздороваться, однако никого не увидела. А когда пошла дальше, звук
шагов раздался уже спереди. Все эти случаи скорее удивляли, чем
пугали. Испугалась лишь однажды, когда несколько раз кто-то неожиданно
коснулся моего плеча, как будто желая приласкать.
Комментарий биоэнергокорректора Эллы Мжавия:


- Причину превращения в призрак души умершей графини обозначили сами
работники музея, упомянувшие, в частности, две версии ее
насильственной смерти и психическое помешательство. Большое значение
имеет эмоциональное состояние человека в момент смерти. Если его душу
отягощают негативные переживания или отрицательная энергия, то она не
может перейти в другой мир и прикована к тому месту, где долгое время
жила и с которым связаны тяжелые воспоминания.
До отъезда принца Константина на родину в 1905 году Аграфина жила
счастливо. Однако разлука с мужем и смерть детей Алексея и Нино
сказались на ее здоровье. Неудивительно, что графиня сошла с ума. Душа
покойной была полна негативной энергии и не могла перейти в иной мир.
Поэтому и блуждает она все время в коридорах своего дворца.
У души нет реальных способов воздействия на трехмерный материальный
мир. Поэтому никакого вреда сотрудникам музея она причинить не может.
Не все ощущают присутствие во дворце призрака. Это объясняется разной
энергетикой. Те люди, чья энергия близка к энергетике Аграфины,
благодаря возникающему резонансу ее чувствуют. Волны схожей частоты,
встречаясь, усиливаются и возникает возможность связи.
Прошло время, отгремели орудия двух войн, сменились поколения, а чудесный «Дворец одной ночи» так и стоит на тихой улице Каргаретели, храня память о большой любви заморского принца и грузинской княгини.
Княгиня Дадиани. Фото из архива Музея театра, музыки, кино и хореографии.
Княгиня Дадиани. Фото из архива Музея театра, музыки, кино и хореографии.
А в тридцатых годах советская власть открыла в здании дворца интернат для глухонемых детей. Инициатива принадлежала Лаврентию Берия, у которого была глухонемая сестра. В исторической части дворца изменили внутреннюю планировку – соорудили перегородки. А снаружи пристроили продолговатое продолжение фасада выдержанное в том же стиле. За десятилетия город разросся. Теперь нет и следа от того прекрасного парка, дворец оказался на узкой улице, окруженный зданиями, построенными значительно позднее. Долгое время он вообще пустовал и пришел в упадок, а с 1989 года тут расположился Государственный музей театра, музыки, кино и хореографии.

В музее выставлены экспонаты, отражающие все этапы истории грузинского театра, музыки, кино и хореографии. Всего тут восемь фондов: изобразительного искусства, рукописей, мемориальный, фонд афиш, фотографий, скульптур. Как сказалив пресс-центре музея, «нет такого спектакля, эскизы которого тут бы не хранились, и нет такой афиши, которую бы сотрудники музея не сберегли». Любой желающий ознакомится с историей постановок в театре, опере и т.д. сможет тут получить исчерпывающую информацию. В фонде рукописей хранятся личные архивы Акакия Хорава, Шалвы Дадиани, Вахтанга Чабукиани, Ушанги Чхеидзе и многих других. Есть и видеозаписи спектаклей, но в небольшом количестве. Зато фотофонд необычайно богат: спектакли можно восстановить буквально по кадрам. Впрочем, и он долгие годы отчаянно нуждался в ремонте – который начался несколько лет назад.
Билет в музей стоит пять лари, в стоимость входят услуги гида. Экспозиция музея отражает все этапы истории театра, музыки, кино и хореографии в Грузии. У гостей музея будет также возможность познакомиться с тематическими выставками работ современных мастеров кисти, резца и пера, посвятивших свою жизнь служению музам.

Мелик-Азарянца.

Мелик-Азарянца. Жил когда-то в Тбилиси человек по имени Александр Мелик-Азарянц, купец I гильдии, по профессии геолог, а по жизни – меценат и миллионер, который входил в Кавказское Армянское благотворительное общество. Этот человек не жалел деньги на строительство больниц и школ, не жалел деньги на строительство церквей и монастырей. И был уважаемым человеком в том старом Тбилиси. Но судьба самого Александра не завидна. В 1882 году у этого богатого человека родилась дочь, его единственный ребёнок. Кто была матерью девочки – никто точно не знает. Да и теперь уже точно не узнает. Отец был бесконечно счастлив. У девочки, которую назвали Такуи было всё – самые лучшие игрушки, самая красивая одежда, самая лучшая комната в доме. Кстати, такое имя девочка получила не случайно. Это армянское имя значит «царица». Да, Такуи была самой настоящей маленькой принцессой, у которой отец был практически в слугах. Для своей крошечной царицы он готов был сделать всё. Шло время. Такуи росла и постепенно превращалась в красивую девушку с большими чёрными глазами, блестящими тёмными волосами и осиной талией. Но судьба уготовила семье Александра страшное. В 1904 году, когда девушке было 22 года, она умерла. В чём была причина смерти Такуи Александровны Мелик-Азарянц, никто точно сказать не может. То ли это было смертельное заболевание, то ли банальная простуда или даже инфекция, которые в те времена лечить пока не научились. Такуи была похоронена на армянском Верийском кладбище Тбилиси. При желании могилу этой девушки можно найти и до сих пор. И если Вы когда-нибудь попадете в этот город и окажетесь возле красивейшего здания – Доходного дома Александра Мелик-Азарянца, то вспомните о том, что этот дом строился именно для этой молодой красавицы. А на последнем этаже есть даже окна в виде слезинок. И эти слезники навеки останутся здесь, на проспекте Руставели. И после этого непременно побывайте на самом кладбище, где похоронена несостоявшаяся хозяйка этого здания. Такуи непременно будет Вам рада, ведь в городе у неё больше нет родственников, которые могли бы ухаживать за этой могилой. После смерти дочери Александр Мелик-Азарянц продолжил заниматься благотворительностью с ещё большим рвением. На свои деньги он построил больницу, которая и сегодня работает в городе и лечит людей. Откуда именно у этого богатого человека и мецената было столько денег – большая тайна. Некоторые считают, что у него было своё собственное нефтяное месторождение в Баку. Но это, опять же, только слухи… Но факт остаётся фактом – доходы этого человека росли каждый год. И каждый год он всё больше и больше тратил на то, чтобы помочь жителям города. И так продолжалось до тех пор, пока в городе не появилась советская власть. Доходный дом Александра Мелик-Азарянца, который был построен за рекордно короткие сроки – с 1912-1915 годы – был у хозяина забран и отдан народу. Были конфискованы и все деньги, которые этот щедрый человек заработал. А для проживания ему была выделена крошечная комнатка в его бывшем огромном доме. Здесь в этой комнатушке в холоде, голоде и нищете умер Александр Мелик-Азарянц. Где его похоронили, на каком кладбище находится его могила – никто не знает, а если и знает – то уже точно не скажет. Ведь ворошить такое далёкое прошлое не очень-то приятно… О том, кто именно проектировал этот дом, до сих пор ведётся спор. Одни говорят, что это был архитектор польского происхождения Оболонский Николай Андреевич. Другие оспаривают эту версию и утверждают, что проектировал дом совершенно другой человек - Оболонский Николай Андрианович, который в 1918 году эмигрировал в Польшу, но он точно не был польского происхождения. Именно по его проекту в Петербурге были построены многие здания в стиле Модерн. В общем, споров здесь много. Дом проектировался, строился и отделывался с такой же тщательностью, как и все дома богачей в городе того времени. И хотя в проекте и при строительстве дом занимает целый квартал, на самом деле он не так велик, как кажется. Это строение где в 4, где в 5 этажей имеет мощную кладку и высоченные потолки, что и придаёт ему масштабность. И всё это сохранилось до наших дней. Причём сохранилось просто в отличном виде. Ну, разве что немного были повреждены украшения на фасаде. Но об этих фигурках речь пойдёт чуть ниже. Существует легенда, что в момент закладки дома в котлован под домом богатые друзья Александра Мелик-Азарянца бросали горсти золотых монет. На счастье. Но, как известно, дом своему хозяину счастья так и не принёс… Многие считают, что это строение Александр посвятил своей дочери. И это действительно так. Спорить здесь уже точно не придётся. Если посмотреть внимательно на дом, то можно заметить, что на его фасаде есть венки. Траурные венки, которые вечно напоминали бы владельцу о его дочери, которая умерла молодой и такой красивой! И эти окна – слезинки… Их тоже невозможно не заметить. Некоторые говорят, что они похожи на крылышки бабочки, но это только для того, кто не знает о том, кто строил этот дом и в честь кого он был построен. Висят траурные венки и над этими окошками – слезинками. Здание строилось на сложнейшем географическом участке земли в самом центре того старого Тифлиса. Но особая сложность была ещё и в том, что при строительстве дома на этом участке на поверхность стали выходить грунтовые воды. Для того чтобы обезопасить дом от воды, был построен специальный свинцовый каркас. Такая технология впервые использовалась на Кавказе. А при возведении самого дома использовался только особо прочный, специально обожженный кирпич. К тому же в этом доме было своё собственное электроснабжение и водоснабжение. Такое в старом Тифлисе применялось при строительстве домов впервые. А это говорит о том, что на такое грандиозное сооружение меценат и купец Александр Мелик-Азарянц не жалел денег. Он готов был вложить сюда столько денег, сколько было необходимо. В построенном Доходном доме были свои собственные магазины, аптека, фотосалон, парикмахерская, сад для прогулок с красивыми аллеями и цветочным оформлением, и даже стоянка для извозчиков. Получается, что жильцы здесь были обеспечены всем, чего пожелает их душа. Что такое доходный дом? Это дом, который специально строился владельцем для того, чтобы в нём сдавать квартиры. Чаще всего у такого дома было особое украшение – был красиво оформлен только фасад здания, а вот задняя часть здания, которая выходила во двор, была совершенно без украшений. Стоит иметь в виду и тот факт, что окупаемость такого дома при сдаче в наём, была намного медленнее, чем при продаже дома целиком. У дома, который был построен в Тбилиси, есть и много подвальных помещение, которые использовались как склады или хранилища. Сколько точно здесь подвалов – никто не знает. Но говорят что при постройке Доходного дома для того, чтобы он прочно стоял на земле было построено 4 подземных этажа. 4 подземных этажа! Жил ли там кто-то? Ответить на этот вопрос просто невозможно. А за время своей истории этот дом собрал огромное количество самых разных легенд, правдивых, и не очень, как о самом доме, так и о тех, кто в нём жил. Говорят, что здесь иногда можно увидеть призрак самого Александра Мелик-Азарянца, который бродит по всем комнатам и ищет в доме свою дочь. А некоторые утверждают, что в комнате с окнами – слезинками часто видели и саму несчастную Такуи, которая сидит у окна и смотрит на улицу. Нередко фигуру молодой женщины в белом платье люди видят и на балконах дома. Где здесь правда, а где всего лишь фантазия – понять невозможно. Однако каждая такая легенда под собой непременно имеет какое-то основание, а значит, вполне возможно, что духи двух этих людей до сих пор бродят по тому, что им принадлежит. Принадлежит даже после их смерти. С самого начала Доходный дом проектировался как самое высокое и самое большое здание перекрёстка. Так оно и было до того времени, пока рядом не было построено здание "Грузугля". Произошло это событие в 1953. Сегодня здесь расположена Академия наук Грузии. Проектировалось оно грузинскими архитекторами М. Чхиквадзе и К. Чхеидзе. С первого взгляда кажется, что эти два строения как бы соревнуются между собой в высоте, массивности и красоте. Но присмотревшись к зданию Академии наук понимаешь, что построено оно всё же с большим умом, чем Доходный дом. Но Академия наук – это здание современное. Оно пока не имеет легенд. Да и такой красивой истории о жизни и смерти у него тоже нет. А вот Тифлисский пассаж – это здание с историей. С непростой историей, которая просто не может не тронуть душу каждого, кто сюда приезжает. Да и любой житель современного Тбилиси расскажет Вам о знаменитом Александре Мелик-Азарянце. В 60-е – 70-е годы здание собирались снести. Оно было слишком большим. Оно слишком мешало на проспекте Руставели. И на его месте хотели построить более современное здание. Но какое счастье, что этот Доходный дом не дали уничтожить. Ведь многие, кто бывал в городе, потом вспоминают именно этот дом. Именно это место привлекает сюда большое количество туристов. Сегодня Тифлисский пассаж по-прежнему остаётся тем местом в городе, мимо которого не проходит ни один гость, ни один турист столицы Грузии. Глядя на этот дом, мало кто задумывается о его истории. Для кого-то – это всего лишь часть проспекта Руставели. Для кого-то красивое сооружении. И только тот, кто заранее узнал историю этого дома, непременно отыщет глазами те самые окошки – слезинки. И вспомнит об интересной и тяжелой судьбе неординарного человека Александра Мелик-Азарянца и его дочери Такуи...

Кацхийский столп

«Кацхис Свети» - так по-грузински звучит наименование Кацхийского столпа. Приблизительная дата его создания – VII век, именно такие числа можно видеть выбитыми на камнях рядом с именем Георгий, очевидно человека, который заложил первый камень данного изваяния. Надпись, которая свидетельствует о побуждениях основателя и истинной причине создания монастыря в небе: «Я огромный грешник, поэтому построю на столпе два дома: один для Бога и один для монахов». Так в результате и вышло. Плато, которое находится на вершине столпа имеет размер – 10 на 15 шагов. Это пространство поделено на две равнозначные части – келью и молельню. До XV века Кецхийский столп имел постоянных обитателей. Мужской монастырь сменяли новые поколения отшельников. Но, по неизвестным причинам – в дальнейшем паломничество в этом святом месте прекратилось. Разные легенды ходили вокруг Кацхис Свети, но появился один человек, который с раннего возраста создал внутри своего сознания цель возродить традицию монашества и воссоздать особую атмосферу грузинской достопримечательности. Отец Максим, который сейчас проживает на Кацхийском столпе – именно тот человек, благодаря которому маленькая грузинская деревня теперь известна всему миру. В исторических справках можно найти данные о том, что еще при язычестве это место считалось особенно знатным. Язычники верили, что этот каменный столп – обозначенное место Богом плодородия и изобилия, и поэтому проводили тут свои ритуалы. В дальнейшем, христиане взяли шефство над местностью, облагородили территории кругом и заложили мужской монастырь. Кроме того, что данный столп сам по себе есть уникальным для данной географической территории, в его основании есть выдолбленная пещера, размером 4 шага на полтора метра высоты. Обычный человек там может находится только сидя, но, как ни странно, там не работает фото или видеоаппаратура и отснять данную пещеру еще никому нормальным образом не удалось. В основании молельни находится деревянный саркофаг, внутри которого расположены мощи последнего монаха, жившего тут до забвения монастыря в XVвеке. Отец Максим, который сейчас есть настоятелем Кацхийского монастыря – единолично определяет тех, кто может подняться на вершину столпа. Лестница, построенная в 2007 году, регулируется сверху, и если человек не пришелся по душе настоятелю – она перекрывается и человек не может подняться на вершину святыни. В данный момент ушли от мирской жизни ради возведения молитв к Господу – 2 монаха, дьякон и один послушник. У основания столпа отец Максим создал гостевые домики, баню, церковь и отделенные кельи. Женщины, дети и люди преклонного возраста сюда не допускаются. Именно отец Максим занимался полной реставрацией монастыря и все, что сейчас туристы могут наблюдать здесь – это его рук дело. Он лично получил благословение от Патриарха Грузии и, как он считает – благословение от монаха, прах которого тщательно охраняется тут. Он подтверждает это численными находками старинных вещей – глиняной посуды, серебряной вилки и золотых деталей от переплета Евангелия, приблизительное время создания которых – именно 15 век. Это место уникально не только своей природой, но и особой, очень таинственной и не похожей ни на что – атмосферой. Все, кому посчастливилось побывать на Кацхийском столпе в один голос говорят – что это и есть место, на которое снизошел Господь.

Миллион, миллион, миллион алых роз...

Миллион, миллион, миллион алых роз... Из окна ,из окна,из окна видишь ты... Кто же не знает эту некогда популярную песенку в исполнении А.Пугачевой, историю любви между художником и его дамой сердца. Но самое интересное то, что этот романтичный художник существовал на самом деле и он действительно продал все свое имущество , чтобы завалить свою возлюбленную цветами. Грузинский художник-примитивист Нико Пиросмани (Нико Пиросманашвили) был самоучкой и настоящим самородком из народа. Популярен при жизни он не был , жил в бедности и часто писал картины за еду, а мировая слава пришла к нему только после его смерти. Началась вся эта красивая история,когда в Тифлис приехал французский театр миниатюр "Бель Вю" - в котором блистала знаменитая француженка Маргарита де Севр. И вот однажды, Нико оказался в театре на представлении. И когда открылся занавес ,он увидел её и пререстал видеть и слышать всё вокруг, только её голос, её тонкая талия и розовый цветок в волосах приковали его внимание,кажется,он мог смотреть на нее вечно! Влюбленный Нико продал дом, молочную лавку,доставшуюся ему в наследство, а на вырученные деньги, купил все цветы Тифлиса и направил их к дому, где тогда жила Маргарита. Это летнее утро поначалу ничем не отличалось от других. Все так же неумолимо, испламеняя все вокруг, подымалось из Кахетии солнце, так же рыдали ишаки, привязанные к телеграфным столбам. Утро еще дремало в одном из переулков в Сололаках, тень лежала на серых от времени деревянных невысоких домах. В одном из таких домов были распахнуты на втором этаже маленькие окна, и за ними спала Маргарита, прикрыв глаза рыжеватыми ресницами. В общем, утро было бы действительно самым обыкновенным, если бы не появились арбы с редким и легким грузом. Арбы были доверху нагружены срезанными обрызганными водой цветами. От этого казалось, что цветы покрыты сотнями крошечных радуг. Арбы остановились около дома Маргариты. Аробщики, вполголоса переговариваясь, начали снимать охапки цветов и складывать их на тротуар и мостовую у порога. Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии. Смех детей и возгласы хозяек разбудили Маргариту. Она села на постели и вздохнула. Целые озера запахов - освежающих, ласковых, ярких и нежных, радостных и печальных - наполнили воздух. Взволнованная Маргарита, еще ничего не понимая, быстро оделась. Она надела свое самое лучшее, самое богатое платье и тяжелые браслеты, прибрала свои бронзовые волосы и, одеваясь, улыбалась, сама не зная чему. Она догадывалась, что этот праздник устроен для нее. Но кем? И по какому случаю? В это время единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел по цветам к дому Маргариты. Толпа узнала его и замолчала. Это был нищий художник Нико Пиросманишвили. Где он только взял столько денег, чтобы купить эти сугробы цветов? Столько денег! Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам. Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита - еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, - обняла Пиросмани за худые, больные плечи и прижалась к его старому чекменю и впервые крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей. Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу. Любовь Нико не покорила Маргариту. Так, по крайней мере, считали все. Но все же нельзя было понять, действительно ли это так? Сам Нико не мог сказать этого.Вскоре Маргарита нашла себе богатого возлюбленного и сбежала с ним из Тифлиса.. В 1969 году в Лувре была открыта выставка Пиросмани. Служители заметили, что каждый день около картины «Актриса Маргарита» подолгу стоит немолодая элегантная женщина. Сходство ее глаз с глазами на портрете было поразительным! «Я Маргарита де Севр!» – призналась старушка перед самым закрытием выставки. Посетительницу успели сфотографировать, и теперь эту фотографию можно увидеть в музее Пусть простит художник актрису, которая оказалась не достойной его любви.Портрет актрисы Маргариты – свидетель прекрасной любви. Белое лицо, белое платье, трогательно раскинутые руки, букет белых цветов – и положенные к ногам актрисы белые слова… «Белым я прощаю», А поступок Пиросмани до сих пор вдохновляет людей на творчество и романтичные поступки.

  << prev   1   2   3   4   5   next >>

By IT Design © 2018 Good Life Tours