Блог RSS 2.0

Замок одной ночи

Замок одной ночи
На небольшой улочке Каргаретели, расположенной в окрестностях проспекта Давида Агмашенебели, стоит «Дворец одной ночи». Мимо него невозможно пройти равнодушно: зажатый со всех сторон скучноватыми современными двухэтажными домиками, дворец бросается в глаза элегантным изяществом. С этим зданием связана весьма необычная лав стори, которая могла бы послужить сюжетом для создания замечательного фильма. Судите сами.
Это чудесное здание было построено более ста лет назад по приказу Принца Константина Петровича Ольденбургский (1850-1906), правнука императора Павла. Принц был натурой деловой, но вместе с тем и романтичной. Осуществляя в масштабах всей империи свои бизнес-проекты, он повсюду строил восхитительные мини-дворцы. И с удовольствием туда время от времени наезжал. Пожил он и в Грузии. К слову: наладил производство шампанских вин в Кутаиси, и построив очередную резиденцию в Гагре - при советской власти превратившуюся в санаторий «Чайка».
Княгиню Аграфину Дадиани, супругу Тариела Дадиани – известного кутилы и картежника, он увидел впервые в известном Тифлисском салоне Варвары (Бабале) Бараташвили. Она представляла царицу Тамару в «живой картине» художника Михая Зичи, тоже пербывающего тогда в Грузии. Его высочество совершенно потерял голову. Недолго думая, сиятельный гость предложил Дадиани баснословную сумму за право провести ночь с его прелестной женой. И, представьте, тот согласился! Одни говорили, что принц помог ему расплатиться с долгами, другие – что он проиграл жену в карты. Вряд ли наши герои предполагали, что непристойное предложение породит жизнь полную любви. Закипели такие страсти, что и не снились героям Роберта Редфорда и Деми Мур!
Принц Ольденбургский. Фото из архива Музея театра, музыки, кино и хореографии.
Принц Ольденбургский. Фото из архива Музея театра, музыки, кино и хореографии.
Говорят, Аграфена выставила Его высочеству свои условия: о чем вы там договорились с мужем – меня не касается! Хотите, чтоб я стала вашей? Так подарите мне дворец – достойную обитель для ночи любви. Княгиня тянула время, надеясь отвязаться от поклонника. Но принц колебался недолго, и вскоре заказал проект дворца известному архитектору Паулю Штерну. По распоряжению принца, вокруг дворца разбили обширный парк. Тут же разместилась конюшня и хозяйственные помещения. На сооружение всего комплекса понадобилось немалое время – больше года. Принято считать, что гордая красавица выдержала характер и не уступила домоганиям принца, который, в результате, сумел разглядеть и оценить не только красоту, но и духовные достойнства Аграфины. К концу строительства принц уже был влюблен окончательно, бесповоротно и взаимно. Когда дворец был закончен, долгожданная ночь стала не удовлетворением каприза богача, а венцом глубокой любви.
Не желая видеть любимую женщину в двусмысленном положении, Его высочество решил на ней жениться. Адвокаты быстренько организовали бракоразводный процесс и в октябре 1882 года Аграфена вышла замуж за принца Ольденбургского. У супругов родились шесть детей: Александра, Екатерина, Николай, Алексей, Петр и Нина. Судьба каждого из них достойна отдельного повествования.В том же 1882 году герцог Ольденбургский Константин получил титул
графа Зарнекау (или Царнекау), а Аграфина - титул графини. Их дети тоже носили этот титул и фамилию.
После революции 1905 года принц вернулся на родину. Несмотря на просьбы мужа, Аграфина не последовала за ним. Константин увез с собой четверых детей. С матерью остались Алексей (1887 года рождения),
убитый в 1918 году большевиками, и Нино (1892 года рождения). Ни у Алексея, ни у Нино детей не было.
Через год после отъезда из Грузии, 18 марта 1906 года, Константин скончался в Ницце. Его тело было перевезено в Россию и похоронено
недалеко от Санкт-Петербурга.
Графиня Аграфина Зарнекау скончалась в 1927 году в возрасте 72 лет. Говорят, большевики ворвались во дворец, учинили там погром и расправились с хозяйкой: по одной версии Аграфина была задушена, по другой - повешена.
По утверждению старожилов улицы Каргаретели, в последние годы жизни у графини развилось психическое заболевание. К сожалению, никто не помнит, где она похоронена.
Однако, как свидетельствуют сотрудники музея, душа Аграфины все еще обитает во дворце.
Комментируя это утверждение, директор Музея кино, театра, музыки и хореографии Георгий Каландия отмечает:
- Я работаю в этом здании уже два года, но ни разу не пришлось встретиться с призраком или услышать звуки чьих-то шагов.
Чтобы как-то прояснить ситуацию, он предлагает обратиться к тем сотрудникам музея, которые были свидетелями странных явлений.
Из рассказа Эки Ахалая, помощницы директора музея:
- Часто, когда батони Георгий отсутствует и в его кабинете никого нет,
самопроизвольно раздается звонок, по которому директор обычно вызывает
меня.
Слова Эки подтвердили и другие сотрудники музея, которые часто шутят:
"Эка, иди, тебя вызывает Аграфина!".
Из рассказа Мзии Мерквиладзе, хранительницы музыкального фонда музея.
- Наш музей перешел в здание на ул.Каргаретели в 1989 году. С тех пор
сотрудники музея и службы охраны не раз были свидетелями странных
явлений и делились друг с другом увиденным, услышанным и пережитым.
Однажды я раньше всех пришла в музей - накопилось много дел. Моя
комната была последней на третьем этаже. Во время чтения материалов в
коридоре вдруг послышались звуки шагов. Я подумала, что кто-то из
сотрудников пришел на работу, и вышла из комнаты. В коридоре никого не
было. Я спустилась на первый этаж, так как трижды подряд слышала стук
женских каблуков. Никого не обнаружив во всем здании, вернулась в свою
комнату, закрыла двери и села за стол. Хотела продолжить работу,
однако чувствую, что-то мне мешает, стало трудно дышать, хотя окна
были открыты. Подняв голову, увидела белое туманное облако с двумя
серебристыми точками, которые я восприняла, как глаза. В те дни и
работники охраны говорили, что по ночам слышат звуки женских шагов и
смех. Как-то я шла по коридору и услышала сзади звук легких шагов.
Подумала, что это кто-нибудь из наших сотрудников, повернулась, чтоб
поздороваться, однако никого не увидела. А когда пошла дальше, звук
шагов раздался уже спереди. Все эти случаи скорее удивляли, чем
пугали. Испугалась лишь однажды, когда несколько раз кто-то неожиданно
коснулся моего плеча, как будто желая приласкать.
Комментарий биоэнергокорректора Эллы Мжавия:


- Причину превращения в призрак души умершей графини обозначили сами
работники музея, упомянувшие, в частности, две версии ее
насильственной смерти и психическое помешательство. Большое значение
имеет эмоциональное состояние человека в момент смерти. Если его душу
отягощают негативные переживания или отрицательная энергия, то она не
может перейти в другой мир и прикована к тому месту, где долгое время
жила и с которым связаны тяжелые воспоминания.
До отъезда принца Константина на родину в 1905 году Аграфина жила
счастливо. Однако разлука с мужем и смерть детей Алексея и Нино
сказались на ее здоровье. Неудивительно, что графиня сошла с ума. Душа
покойной была полна негативной энергии и не могла перейти в иной мир.
Поэтому и блуждает она все время в коридорах своего дворца.
У души нет реальных способов воздействия на трехмерный материальный
мир. Поэтому никакого вреда сотрудникам музея она причинить не может.
Не все ощущают присутствие во дворце призрака. Это объясняется разной
энергетикой. Те люди, чья энергия близка к энергетике Аграфины,
благодаря возникающему резонансу ее чувствуют. Волны схожей частоты,
встречаясь, усиливаются и возникает возможность связи.
Прошло время, отгремели орудия двух войн, сменились поколения, а чудесный «Дворец одной ночи» так и стоит на тихой улице Каргаретели, храня память о большой любви заморского принца и грузинской княгини.
Княгиня Дадиани. Фото из архива Музея театра, музыки, кино и хореографии.
Княгиня Дадиани. Фото из архива Музея театра, музыки, кино и хореографии.
А в тридцатых годах советская власть открыла в здании дворца интернат для глухонемых детей. Инициатива принадлежала Лаврентию Берия, у которого была глухонемая сестра. В исторической части дворца изменили внутреннюю планировку – соорудили перегородки. А снаружи пристроили продолговатое продолжение фасада выдержанное в том же стиле. За десятилетия город разросся. Теперь нет и следа от того прекрасного парка, дворец оказался на узкой улице, окруженный зданиями, построенными значительно позднее. Долгое время он вообще пустовал и пришел в упадок, а с 1989 года тут расположился Государственный музей театра, музыки, кино и хореографии.

В музее выставлены экспонаты, отражающие все этапы истории грузинского театра, музыки, кино и хореографии. Всего тут восемь фондов: изобразительного искусства, рукописей, мемориальный, фонд афиш, фотографий, скульптур. Как сказалив пресс-центре музея, «нет такого спектакля, эскизы которого тут бы не хранились, и нет такой афиши, которую бы сотрудники музея не сберегли». Любой желающий ознакомится с историей постановок в театре, опере и т.д. сможет тут получить исчерпывающую информацию. В фонде рукописей хранятся личные архивы Акакия Хорава, Шалвы Дадиани, Вахтанга Чабукиани, Ушанги Чхеидзе и многих других. Есть и видеозаписи спектаклей, но в небольшом количестве. Зато фотофонд необычайно богат: спектакли можно восстановить буквально по кадрам. Впрочем, и он долгие годы отчаянно нуждался в ремонте – который начался несколько лет назад.
Билет в музей стоит пять лари, в стоимость входят услуги гида. Экспозиция музея отражает все этапы истории театра, музыки, кино и хореографии в Грузии. У гостей музея будет также возможность познакомиться с тематическими выставками работ современных мастеров кисти, резца и пера, посвятивших свою жизнь служению музам.


By IT Design © 2018 Good Life Tours